вторник, 21 января 2014 г.

Как относиться к "динамо"

Начну с того, что динамо будет всегда, независимо от того, новичок вы в своём деле или мастер с большой буквы.

По первости, помню, динамо меня сильно расстраивало, я переживала, обижалась, была к динамщикам строга – заносила их в чёрный список и прочее. К тому же динамо словно ходило парами :). То есть если динамили – то оптом, сразу несколько клиентов, по совершенно несовпадающим причинам. И особенно часто такое случалось, когда деньги были сильно нужны. Нужны позарез – а начиналось, наоборот, повсеместное "кидалово" :).

Потом я поняла, что видимо, это знаки судьбы: «расслабься, не очень тебе эти денежки помогут, не перебарщивай с усилиями их получить, явно перебарщиваешь и народ отпугиваешь». :)

Если кто думает, что динамят только новые клиенты, это не так – динамят и старые, и проверенные, многолетние, и друзья детства.

Поэтому возьмём это как данность, что такое случается. То есть вопрос: как этого не допустить? – не рассматривается в данном посте. Будьте уверены, вы допУстите это, и не раз :).

Мы будем рассматривать вопрос: как к этому относиться и что делать?

Если вы новичок, я вам разрешаю переживать и обижаться на «нерадивых обманщиков». Потому что как только вы немного «подрастёте», вы перестанете переживать и обижаться. Во-первых, потому что на ваши вещи будет спрос, и когда ваш шедеврик попадёт обратно в рубрику «продаётся» - его купят другие люди. Ну купят чуточку попозже… подумаешь!

Во-вторых, работая с постоянными клиентами, общаясь с ними, вы на немножко (возможно) перестанете быть зацикленными на одной себе, на одной только своей правде, и поймёте: в жизни бывает миллион разных ситуаций, на клиента могут свалиться все невзгоды мира, и то, что он среди этих невзгод позабыл оплатить ваш товар, вообще забыл о вас и вашем существовании – это вполне нормально!

Поэтому я совершенно адекватно отношусь к динамщикам.

Если это незнакомый мне человек – я просто выставляю вещь на продажу через неделю после пропажи человека или его отказа, и забываю о нём. Частенько незнакомые мне люди просят отложить вещь до зар.платы, я откладываю ровно на 2 недели, не больше. И зачастую человек отказывается от покупки, потому что «хочу» возникло чисто эмоционально, и через 2 недели эмоции поутихли, вещь перестала быть такой заманчивой. Да и вообще – если у человека есть настолько жёсткая привязка к зар.плате, это означает, что с деньгами (по чесноку) у человека туговато, и скорее всего через 2 недели я выставлю вещь обратно. Это моя, маленькая статистика. :)

Если это знакомый мне человек, не буду врать, что отказ от покупки (особенно если я держала вещь месяц и больше) чуточку спутает мне планы и немножко испортит настроение. Или если человек отложил сразу несколько вещей, и пропал – неприятно. Но не более. Просто придётся приложить ещё усилия к продаже того, что я уже считала проданным. Ничего страшного.

Тут работает чисто психологический момент: когда вы считаете вещь проданной, а деньги заработанными, а этого по факту не случилось. Нестыковка ожиданий с реальностью. И исправить момент (и ваше психологическое состояние) может только завершение ситуации. То есть когда вы ставите на вещь статус «снова продаётся». Сразу все негативные эмоции исчезают. Но если вы даёте ситуации длиться, и длиться… надеетесь на оплату, клиент обнадёживает, что вот сейчас неприятности, но скоро он всё решит, и тогда обязательно заплатит, только подержИте вещь за ним… ещё полмесяца… Вот именно эта неопределённость вызывает гадкие чувства.

Сама я действую всегда по обстоятельствам и по внутренним ощущениями. Бывало, я полгода держала вещь для своей старой знакомой, а она так её и не выкупила. И для меня наши отношения совершенно не поменялись, а она (судя по всему) чувствует себя виноватой. Многие люди начинают себя вести после собственного динамо странно. Если человек чувствует, что он, пусть нехотя, другого человека немножко обманул, он сам начинает избегать общения – не хочет чувствовать своей вины. Поэтому…

Если вдруг у вас был потрясающий клиент, прямо друг, и всё было прекрасно долгие годы, а потом случилась такая вот неприятность – пойдите навстречу первой и начните общение, как ни в чём не бывало. Чтобы человек расслабился и не считал, что вы обозлились и сильно обиделись.

Вот ситуации, которые были со мной и моими старыми клиентами.

- человек устроился на другую работу, и стал работать дольше и дальше, и на встречу ко мне в Шоколадницу никак не успевал. А в мыслях-то у него всё по-прежнему: кучу пооткладываю, потом заберу. А никак. Работы прибавилось, а зар.платы всё нет и нет.

Тут только один вариант: я жду, когда у человека жизнь устаканится, и он в новых условиях поймёт, как ему действовать и как получать свои любимые бусики. Если сразу не справился с ситуацией – ничего страшного, бусики продадутся, я дам понять, что совершенно не в обиде, и буду ждать перемены его условий.

- у человека родилась двойня, из подмосковья приезжает редко, а если и приехал-договорились о встрече, столько всего надо, кроме покупки бусиков, сделать, что на встречу человек так и не попал…

Мягко перевожу общение в сферу почты.

- старый клиент любит мои украшения, смотрит новинки, но цены выросли, а он не потянул: заказал, а потом понял, дороговато… и отказался.

Расцениваю это как маленький маячок, что следует задуматься об украшениях с чуть более низкой ценой.

Самый плохой признак для меня, когда клиент перестаёт отвечать на письма. Неудобство от собственной реакции, что он продинамил раз, другой, а вы как ни в чём ни бывало пишете и сообщаете, что будете в обычном месте встречи тогда-то…  а денег у него как нет, так и не прибавилось… и открыто написать, что «извини, мол, сейчас совсем с деньгами труба» почему-то такой человек не может (неизвестно, какие тараканы в голове)… Значит, надо перестать напоминать о себе и выставить вещь на продажу, но! оставаться открытой в общении и ждать возвращения этого клиента…

А то некоторые хендмейкеры зачем-то вываливают своё негодование в блоге, описывают свои обиды на клиентов, возмущаются. Ради вашего же блага, уймите свои детсадовские обидки. Залог вашего процветания – радушие!

А как вы поступаете с «динамщиками»? :)


7 комментариев:

  1. Светлана, спасибо! Очень полезная статья!
    По началу обижалась... теперь просто мысленно их отпускаю на все, как говорится 4 стороны. И действительно, со временем, их как-то проще стало "отпускать"... Даже не смотря на то, что моя основная деятельность - дизайн интерьеров, и если я уже начала работать по какому-то объекту...то я уже не могу это продать повторно, потому, как каждый объект индивидуален... :((( Но и в этом я нашла свой плюсик, и не маленький - это опыт!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Очень полезно!
    У меня только один раз не забрали заказ. Это была рамка с фотографией и индивидуальными пожеланиями, так и стоит безмолвным памятником:-)

    ОтветитьУдалить
  3. С интересом прочла!! Заказы пока единичные и динамо не было...но надо быть готовой не обижаться. Действительно, разные бывают у клиентов ситуации...

    ОтветитьУдалить
  4. Сталкивалась:) Считаю, что это вопрос вежливости и воспитания, а поскольку невоспитанные невежды были, есть и будут, то да, Вы правы, динамо не искоренимо:))))

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за статью!
    А я не сильно расстраиваюсь=) Я живу по принципу: Верю в худшее, надеюсь на лучшее! Может это и не правильно, но мне так легче, я уже давно это поняла. Вот сделали заказ у меня и если человек как-то вяло отвечает, думаю, что если он передумает, тогда просто выставлю на продажу, чтож тут поделаешь=) Это касается не только моего дела, но и отношения ко всему прочему. Поэтому я не сильно расстраиваюсь, т.к. заранее предполагаю, что возможен худший исход, а когда всё ок, то это как-бы неожиданность что-ли, и я рада намного сильнее, чем если бы была на 100%уверена в успехе=)))
    Получилось как-то путано, надеюсь что понятно=)))) (Вот опять надеюсь, хехе)

    ОтветитьУдалить
  6. Хорошая статья, Светлана! Я не хандмейкер, но с динамо от клиентов тоже сталкиваюсь. И вот сейчас подумала, что это хорошая идея: жду две недели и выставляю заказ на продажу. Больше всего обижает, когда динамщики перестают отвечать на письма - чувствуешь себя попрошайкой. А обижаться-то действительно не стОит - люди ведь разные. И имеют право такими быть.

    ОтветитьУдалить
  7. Светлана, спасибо! тааак актуально, прям несколько ситуаций"динамо", прям удержалась от определенных высказываний благодаря статье))

    ОтветитьУдалить