понедельник, 17 февраля 2014 г.

Итальянское зимовье.1.Рим.

Девочки, привет! Да-да, снова сбежала, была далеко, и хотя несколько постов загрузила заранее и все ваши комменты читала, ответить не могла (у меня почему-то проблемы с гуглом на айпаде).

Зато сейчас всё расскажу. Про своё зимовье...На самом деле три недели, но красивые названия - наше всё... :)))




Тепло... Как здесь тепло и хорошо! - вот чем я наслаждалась в первый день :).



В москве минус двадцать, здесь плюс двенадцать. И можно гулять... долго, с упоением, в лёгкой курточке и ботиночках среди покрытых серой патиной стен, среди мрамора и идеальных линий, островков развалин... Наслаждаться... и незаметно умудриться обойти весь старый город кругом (я тот ещё пешеход), пока вокруг не станет совсем темно и совсем пустынно...А всё равно хорошо - наедине с подсвеченными львами, фонтанами, колоннами...



С утра отправилась пёхом на виллу Боргезе. Без записи, без очереди (зима - благодать для ценителей искусства!). Искупавшись в ливне, а потом в солнце (по городу нужно бродить и с зонтом, и с солнечными очками), набрела на чудесный парк, где пели птицы, а с ветвей падали запоздавшие капли...

В этом городе мне нравилось, что всё - настоящее. Что никто не срывает с руин буйную траву, никто не приделывает статуям отколотые носы, не заполняет новенькими копиями пустующие постаменты, что никто не выкорчёвывает неидеальные деревья, что бани (термы) превращают в церкви, и в одной из них сидит рогатый Моисей (а у нас не оставили бы и кусочка от этого творения Микеланджело).



На самой вилле меня интересовала живопись и Бернини. В самолёте я проштудировала путеводитель, и вот фамилия Бернини была на каждой странице! Этот скульптор-архитектор приложил руку к каждому уголку, к каждой площади Рима, где красовался или его фонтан, или скульптура, или церковь, или дворец...

И в фойе я прочитала о нём книжку. Об удивительном художнике и человеке. Сменялись папы (8!), а он всё трудился, от каждого получая масштабные проекты. Бернини создал бюсты всех кардиналов и европейских монархов того времени, знать выстроилась в длинную очередь на года. Он любил театральность и эффекты. Первое впечатление от его нового творения было столь важно, что он ошарашивал, создавал мини спектакль, ловил момент, всеми средствами усугубляя грандиозное впечатление. Может быть, потому что к его таланту со временем привыкали, и ожидали шедевра как само собой разумеющегося... И Бернини каждый раз добивался эмоций, восхищения, легенды, шоу, разговоров. а пока парк...




От виллы недалеко и до Испанской лестницы, с её верха вечерами вот такой вид:



А солнечным днём снизу такой:



А оттуда прямая дорога в оазис дорогих бутиков гуччи-пуччи, а там скидки... мммм! и можно купить пуховичок (со скидкой) за 2500 евро! :))) Я пока не доросла до местных одёжек ни кошельком, ни телом - мой xs дорогие марки не шьют, да и вообще я поначалу думала, что приехала не шопиться, а гулять...



И вот я гуляла и вовсю подмечала, как одеваются итальянские женщины... У нас ведь любят поговорить об итальянском стиле и о безвкусии русских... А я видела море безвкусно одетых итальянок и вообще кошмариков, покрасившихся в белый блонд... Но! на душу населения стильно одетых - больше, чем у нас.

В россии стильно одетых - полнейшее отсутствие (разве что в модных блогах найдёте, но не на улицах). И это логично. Потому что у нас холодно, и в пуховике, меховых сапогах сложно выглядеть красиво. А не имея такого сезона вовсе (снежной холодной зимы) - выглядеть стильно проще. Не нужно тратить лишнего, достаточно расширить свой осенний гардероб.



Итальянки, даже с возрастом - худенькие и подтянутые, они могут после 50 носить юбку выше колена и это выглядит красиво. Они любят чёрный цвет и умеют сочетать вещи одного тона, добавляя один яркий акцент. Никакого леопарда, цветастого принта, никакого ковалли я на итальянках не видела. Однотонные простого покроя вещи. Никаких рюшей и вышивки. Зато - шарф, шляпа, дизайнерские аксессуары...

 Наши же дамы после 40 лет имеют расплывчатые очертания и пытаются их скрыть сильно принтованными кофточками. Как результат - безвкусица.

 Несмотря на то, что в Риме не носят каблуки (из-за брусчатки), а возможно и благодаря этому я увидела множество раскованных людей, которые непринуждённо двигаются... без спешки, без груза проблем. Стройные, очень часто хорошо одетые (молодёжь в расчёт не берём) раскованные люди.

Завтра я расскажу вам про Милан и покажу фотки стильных людей, которых подловила :) А пока погуляем со мной по Риму... и поболтаем...



Читала я в Италии Рязанова, "Первая встреча - последняя встреча", об известных иммигрантах. И почти каждый мой день был наполнен каким-то одним человеком... Вертинским, Мариной Влади или Романом Гари.

Шла на выставку Модильяни - и потом читала про Модильяни, с него переключалась на Ахматову, а потом на Пикассо и штудировала очерки Гертруды Стайн, и мне казалось, что я начинаю чуточку понимать кубизм... За бокалом красного чего ни удумаешь... :))

 Вообще я пленена этой темой - Монмартром, богемой того времени, как все общались, дружили, соперничали и были завсегдатаями одного кафе... а в России почти тогда же в одном кафе встречались поэты и прочая братия, расцветал серебряный век... а в семидесятых тусили у Ахмадулиной...

Маленький кусочек такой богемной жизни был и у меня, когда я училась в лит.институте. Стоило нашей писательской компашке распаться, как я ушла и из института... Очарование пропало. Но вообще мне это так близко, я так это люблю... магазины игрушек:



И вот я читала или гуляла... по ту сторону Тибра, мимо Ватикана и двухкилометровой очереди, мимо роя зазывал-приставал. Когда-то я была внутри, не помню ничего, кроме потолка Микеланджело, от работы над которым он ослеп, и креста в стиле кубизма (или хайтека или примитивизма - чудовищного!) - в тот раз меня поразил не сам крест, а демократичность католической церкви, открытости её новым веяниям. Но об этом я еще напишу :)

 а вдоль реки красивые белые вязы...



и вообще красиво...



А вечером ехала в метро и иногда попадала в час пик - так интересно!

Когда я была в Японии, там везде, где есть люди, японец общается смс-ками. Дабы не нарушать покой находящегося рядом. То есть по мобильнику не говорят, если рядом есть другой человек. Так вышло, что через несколько лет комфортной езды на машине, мне пришлось добираться из москвы домой на электричке или автобусе, и я была в ужасе от людской невоспитанности, от того, что они позволяют себе настолько не уважать покой окружающих людей, говорят громко... и долго!..

И вот Рим, вечер, люди возвращаются с работы домой на метро... В вагоне стоит базар!!!! На квадратный метр человека три-четыре разговаривают, громко, активно, друг с другом или по телефону. Я обалдела. Потом поняла: вагон едет бесшумно, можно трепаться. И никто никому не мешает, потому что этим заняты все!

Аля (с которой я познакомлю вас чуть позднее) рассказала мне, что уже привыкла к итальянской болтовне и тому, сколько времени они тратят на разговоры. В очереди в супермаркете если кассирша встретит свою знакомую, вся очередь спокойно ждёт, пока они наговорятся. Если ужинают в компании друзей, то говорят одновременно все. А если прощаются, то расцеловавшись и вроде бы расходясь, могут стоять на улице ещё час - темы для беседы всё находятся и находятся :)))



В Риме меня ждал подарок судьбы - Алевтина. То, что я немножко другими глазами увидела Рим, итальянцев и попробовала настоящую итальянскую кухню - её заслуга. Попробовала - конечно, громко сказано, на один зубок... :)

Начали мы с сицилийской кофейни и марципановых шариков, на обед я отведала артишоки и запеканку, на ужин мясо по-римски и кусочек пиццы маргариты из алевтининой тарелки. Причём меня учили, как правильно держать в руке кусок пиццы, и как вкусно просто макать в оливковое масло с солью ароматный хрустящий итальянский хлеб и есть... Наслаждение! :)

До встречи с Алей я успела "вкусить" замороженную невкусную пиццу во вроде бы семейной траттории, отвратительную курицу словно из советской столовки и бесчисленные тарелки с обыкновенной пастой в томатном соусе. Так бы и сложилось превратное мнение об итальянской кухне...



Конечно, я расспрашивала! Как живётся замужем за итальянцем, что готовит мужу русская жена и как проводит время, ведь к красоте Рима так быстро привыкаешь (я привыкла за один день) и начинается просто жизнь.
Говорили о еде и о правильной лазанье, о традиционной (самой вкусной) пицце и ужасных извращениях типа русской пиццы, куда кладут все виды мяса и все виды колбас, маслины, сладкий перец и лук. О борще и байках, как русские тёщи пытаются накормить этой "горячей водой" итальянских родственников, и о том, что муж обожает салат оливье. :)

Говорили о бизнесе в Италии, бюрократии и налогах (скажем, мастерицы не могут ничего заказать из-за границы, поскольку таможня сдерёт в три раза больше денег), о безработице и о том, что после 40 лет устроиться на работу иностранцу невозможно.

Бродили... по закоулкам, удивляясь витринам с украшениями и винтажным магазинчикам со штабелями потёртых сумок луи виттона.



Видели китайский праздник, заходили в церкви (они тут на каждом углу, и в каждой - шедевр живописи или скульптуры), фоткали улочки и наслаждались красотой и солнышком...



Потому что завтра был снова дождь... А дождь задаёт известный маршрут: из кафе - в магазин, из магазина - в кафе... А ноги мокрые по колено. И кушать хочется больше обычного. После лазаньи сижу - макаю в оливковое масло с солью хлебушек (как Аля научила), рядом полный стол итальянцев (три пары)... Странные, сидят - каждый в своём мобильнике, молчат... Потом от скуки мужчины обратили на меня внимание и стали мне свой хлебушек подкладывать... :)))) да расспрашивать. Оказалось: греки, путешествуют всегда вместе тремя парами. Я говорю: "как здорово!" А они: "как мы тебе завидуем! что ты путешествуешь одна." Вот как бывает.



Съела весь хлеб, выпила всё вино... На выходе оказалось - пропал мой зонтик.
Здесь в дождь принято оставлять зонтики у входа в специальной корзине или просто на полу. Работник ресторана говорит: "а какой твой зонтик?" Я говорю: "маленький чёрный". Он: "ну вот смотри - два маленьких и чёрных, выбирай! Обмен!" Вот так я взяла чей-то чужой зонт взамен того, что дал муж в дорогу. Муж дал новенький, теперь у меня потёртый старенький.

Напоминает ситуацию с велосипедами в Амстердаме, когда человек, вернувшись к велосипедной стоянке и не найдя своего двухколёсного друга, берёт рядом стоящий. И потому все амстердамские велики - довоенных времён, облезлые и страшные. Как мой теперешний зонт...

Забегая вперёд, скажу: этого "старичка", у которого не застёгивалась лямка с затасканной липучкой, у меня благополучно стырили в Болонье, оставив взамен "калеку" со сломанной спицей :))) Обмен!



Утро отъезда в Милан выдалось сумасшедшим. Мне нужно было успеть к открытию магазинов обменять сапоги на что-то другое (тут так можно), вернуться в отель и сдать номер, а после успеть на поезд... :)

Я умудрилась не только это всё провернуть, но и погулять по Риму, насладиться утренней суетой итальянцев, тарахтеньем мотоциклов по брусчатке, яркими костюмчиками выгуливаемых пёсиков и толпами в барах: каждый стоит спина к спине, с напёрстком экспрессо в руке.

Успела, ведь магазины открываются в 10, а я припёрлась к девяти. Я даже успела купить себе огромный сиреневый чемодан на вокзале и запихать туда все плоды шопоголизма, ведь я выглядела словно бомжиха-цыганка, обвешанная сумками.
В Рим я приехала с маленьким рюкзачком. А в Милан отправлялась с полностью забитым чемоданом (одной обуви было куплено 7 пар) и... с совершенно пустой карточкой! Я потратила все деньги, какие взяла с собой :))) Но была совершенно счастлива!

Что же я делала в Милане, узнаете завтра.

8 комментариев:

  1. Света, классно.
    Радостно за тебя и твое по весеннему замечательное настроение.

    ОтветитьУдалить
  2. Свет, как же клево! Мы были в Италии осенью, в Риме и во Флоренции, и просто влюбились. Думаю еще обязательно вернемся!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ах, осень в Италии - это, наверное, прекраснейшее время! :)) но зимой тоже здорово :)))

      Удалить
  3. Света, какая красота и теплынь). Я была зимой в Греции меня потрясли цветущие в январе нарциссы. Ощущение тепла вспоминаю каждую зиму. Путешествия это всегда прекрасно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, спасибо! :)

      оказаться в красоте и тепле, в январе - это для мерзлячки вроде меня удивительный подарок :)))

      Удалить
  4. Светлана, замечательный рассказ! Как-будто бы погуляла вместе с Вами.

    ОтветитьУдалить