среда, 23 января 2013 г.

Израиль и всякая всячина. Часть 1.

Тель-Авив, Город сломанных зонтов
Сто лет я не путешествовала с мужем, все приготовления были поручены ему, и я чувствовала себя маленькой девочкой, которую везде водят за ручку. Из аэропорта мы поехали на поезде в город, потом на такси добрались до гостиницы, и тут я и вспомнила, каково это – самостоятельно путешествовать с моим мужем.




Дело в том, что комфорт и красота отеля ему по барабану, на этом он любитель сэкономить, и мы вполне можем оказаться в каком-нибудь хостеле (удивительно, что не в общей комнате со студентами со всего света на втором ярусе кровати), который ему понравился по отзывам на booking.com. Вот и в этот раз мы оказались в довольно дешёвеньком отеле… Даже пришлось попросить сменить бельё, которое явно не собирались менять после предыдущих жильцов – оставив нам пятна на простынях и чёрные волосы… В щели закрытого окна дуло, даже занавески раздувались, а в номере стоял просто дубак! Я даже куртку снимать не стала. Зато свой туалет и ванная – плюс! Но восторг мой от путешествия начал медленно… нет, очень быстро таять.

А потом мы пошли гулять… Ещё из окна такси я озиралась и не понимала, где оказалась: в беднейшем арабском городе, с обшарпанными домами и верёвками постиранной одежды на ставнях, или где? В нашей стране о евреях сложены легенды, что это сплошь одни интеллектуалы, которые в детстве играют на скрипках, а вырастают в спесивых и очень практичных людей. И поэтому я поначалу не поняла, почему вокруг такой …, где практичный еврейский город-сад?



И когда мы пошли гулять, к морю, мы продвигались по удивительным улочкам, где каждое строение, редко когда аккуратное, было отгорожено забором, часто – самодельным из листов железа, или решёткой, покрытой тростниковым ковриком, и конечно – здесь процветала назаборная живопись!



Зато – море кафе! Это мне понравилось. Что на каждом углу можно покушать. Ведь на улице довольно холодно, ветер валит с ног, и гоняет по улицам мусор. Бывает, что и огромную сумку размера икея, и вполне может накинуть её на голову мотоциклисту, и тот попадёт в беду… Нам встречались мусорные баки и открытые решетчатые коробки, полные пустых пластиковых бутылок, как-то не спрятано, не аккуратно, вся грязь на виду… И везде гуляли кошки, они были повсюду…



Но потом вышли к морю, и тут было более-менее прилично, пока не добрались до рынка… И если кто из русских переживает насчёт наших рынков, как это неинтеллигентно, неэстетично… вы бы видели тель-авивских рынок! Покрытый листами железа, которые просто были побросаны друг на друга, и напоминало это сооружение трущобы Мумбая. С такими же китайскими товарами и всякой всячиной, продуктами, овощами – до чего хороши, даже и забываешь про окружающее убранство.

Было бы неправдой сказать, что вокруг был совсем бардак, просто он заслонял взор :))). И как выяснилось позже, мы находились в такой части города... Сильно контрастной.





Вконец оголодав, мы решили найти, где поесть. Что касается еды, тут полно всяких забегаловок. И что-то типа бистро, где можно опрокинуть бокал красного с закуской, и кондитерских, и ресторанов – просто через витрины смотришь глубину зала, есть ли там столики… И вот пока мы искали, мы вдруг набрели на хорошую улицу! С уймой интерьерных магазинчиков – с красочными вышитыми подушками, керамикой, лампами и кучей милой чепухи, которой людям приятно наполнять свой дом. Были и стильные магазинчики одежды, где на вешалках висело непривычно мало, и бижутерные, иногда – с потрясающей бижутерией, где авторы смешали и текстиль, и металл, и бусины.

Наконец нашли местечко, где можно покушать. И нам принесли английское меню… Названия и состав мало о чём говорили. Я тыкнула официанту пальцем в «пастри с курицей», решив, что это паста. Я не поняла, почему он занервничал: ну заказала и заказала. В результате выяснив, что мы «рашен гайс», убежал звать русскоговорящего парня. Тот явно в россии никогда не жил. А был просто ребёнком русского родителя, и потому знал язык. Он стал объяснять, что моё блюдо совсем не макароны, а израильское блюдо… как же это мне объяснить… в общем куриное что-то завёрнуто в хлеб, который как бумага… - вот этими словами он мне объяснил, что я собираюсь съесть. Это очень вкусно – добавил он. Я говорю: отлично! Хочу есть израильскую еду, всё пробовать. И он сказал тому удивившемуся ещё больше парню, что я всё-таки собираюсь это съесть. Дима заявил, что хочет что-то обычное: мясо с гарниром. Парень предложил кус-кус (но не смог объяснить, что это) с курицей и засохшими фруктами (вот прям так и сказал и, конечно, добавил, что это очень вкусно!). А ещё мы заказали яблочный сидр. Дима – с вермутом, а я – с вином. И мне принесли глинтвейн, очень вкусный, а Диме – тоже очень вкусное… За окном уже темно, ветер завывал, и пить такую горячую вкуснятину было самое то!.. А вскоре и еду принесли. Моя оказалась что-то вроде шаурмы, только в пергаментном тесте, полностью со всех сторон запечатанной, и видимо проваренной в кипящем масле. И правда, это было необычно и очень вкусно. У Димы кус-кус тоже оказался необычным, очень вкусным, а курица – совершенно обыкновенной, как из столовки.
По ресторану бродили две кошки и выпрашивали еду, ластились и разговаривали. Мы стали одну угощать курицей. Израильские кошки вроде обычные кошки, да не такие как наши, наши изящнее, эти грубее и ласковее к незнакомцам, совершенно не пугливые. Спокойно переходят улицу или травмайные пути, а водители спокойно притормаживают, пропуская их.

фотка, чтобы было не скучно читать дальше :))). потому что на самом деле уже темным-темно... :


Покушав, мы сначала пошли домой, но посмотрев на часы, оказалось, что будем дома к 8, и чего там делать? А магазины вокруг уже закрывались, накрапывал дождик, и Дима предложил сходить в их самый крутой торговый центр с кучей магазинов, которые закрываются в 10 вечера. И мы туда потопали, и вдруг, миновав улицу с дешёвыми китайскими платьями и джинсами (целый квартал), оказались в фешенебельном районе, да ещё в темноте, и даже если среди аккуратных новых домов вдруг оказывалась какая-то стройка с кучей мусора или старый обшарпанный дом, мы этого не заметили, было красиво – идти по аллее из вязов, встречать маленькие «рюмочные» посреди аллеи, и множество лавочек, на которых никто не пьёт компаниями пиво… Множество собачников, с лабрадорами, обязательно на поводках, для которых устроены специальные мусорные вёдра с карманами наподобие почтового ящика, где можно взять пакетики и убрать за собакой. Вокруг были балконы, увитые зеленью, иногда с музыкой ветра, которая под порывами звенела, а в окнах множество ламп.

Так мы и добрели до торгового центра, при входе нас проверили металлоискателем, и вот по этим мелочам становится понятно, что находишься в стране, которая на военном положении. По обилию военных рядом с аэропортом, и тому, что мой снимок, когда работник аэропорта играл среди чемоданов со служебным лабрадором, и он потребовал этот снимок удалить, и проверил, удалила ли. Понимаешь, что да, война… которой вроде бы и нет.

Торговый центр меня разочаровал очень. Я ведь взяла с собой денежек на шопинг, а тут та же полиэстрово-акриловая Zara, и всё.

Еле-еле допёхали домой, ноги гудели… В отеле дубак, и нет обогревателя, нам просто дали второе одеяло… Так мы и уснули, я в свитере и колготках, под двумя одеялами. И несмотря на разыгравшийся ночью ураган, спала как младенец.

День 2

На второе утро мы решили сначала позавтракать, а потом сесть на автобус (у Димы был план доехать до станции туристических автобусов, покататься по городу с гидом). И за завтраком зашли в самое ближайшее к отелю заведение. Снаружи оно выглядело как кафе, столики на улице, мощёная песчаником стена… Внутри это оказалась столовка. Зал поделён на две части, с одной стороны пластиковые столики и стулья, во второй – кухня. В лотках за стеклом что-то лежало, из знакомого я различила салат и картошку фри. Некто вроде администратора, увидев наше замешательство, стал метать на стол тарелки: с горкой тёплой питы, маленькие мисочки с какой-то жёлтой жидкостью, мисочки с разрезанной на четвертинки луковицей, и подтолкнул нас выбирать, повторяя «хумус-хумус». Ну я и сказала повару «хумус», потом тыкнула в салат, в картошку фри (чипс), и в какие-то коричневого цвета шарики – видно, что только что из кипящего масла.
Горячего чая/кофе тут не предполагалось, взяли бутылку липтона. И стали всем этим завтракать (хотя у людей, которые заходили, это был обед).



Хумус – молочного цвета масса, мы намазывали ею кусочки питы и ели. Шарики оказались из какой-то крупы, по вкусу напоминали измельчённый плов, без мяса – не очень понравились. А жёлтая жидкость оказалась какой-то странной смесью из перца и лимонного сока, и в неё было положено окунать четвертинки лука и есть. К тому же «соус» этот был столь ядрёным, что острый вкус лука переставал чувствоваться – я ведь попробовала со словами: «хочу всё знать». Да и мы уже начали от местной погоды чихать, а лук – хорошее средство от всех простуд! В столовку постоянно заходили люди, многим хумус запихивали внутрь питы вместе с шариками, и человек ел это на ходу, многие брали еду с собой, и им эту жёлтую жидкость заливали в маленькие пластиковые баночки с крышечкой. И посреди стола у поваров стояла огромная корзина репчатого лука!

Потом мы пошли искать автобус. На второй день всегда чувствуешь себя уже почти своим, потому что первые впечатления, удивления прошли, и всё, что тебя поразило вчера, воспринимаешь как само собой разумеющееся: обшарпанные дома, брошенные стройки, мусор. Обращаешь внимание на то, что вчера пропустил: огромные забавные стручки, которые сыпятся с деревьев, кучку китайских детей, которые идут из школы – значит, здесь живут китайцы!



Автобус мы не нашли, потому что интернет нас обманул – нет там больше такого автобуса, и мы сели на первый попавшийся, и он нас повёз по городу… И даже по улице, на которой было море бутиков, и я даже возрадовалась, что шопинг будет! Вышли на конечной – в порту.

В порту бушевало море! Ветер валил с ног. А вокруг были бесчисленные ангары… И в них оказались магазины, интерьерные и одежные, и кафе… Хотя час назад мы вроде завтракали, но чая же не было! :))) Мы засели в кафе.Чай из пакетиков, одного хватило на две чашки с лихвой, и второй я такая засовываю в сумку со словами:
- С утра попьём в отеле (завтрака у нас нет). Это наверное, очень по-еврейски – из кафе лишний чай забрать?
Муж, за что я его люблю, так же любит стебаться, как и я, надо всем, что оказывается в поле его зрения.
- «А как же "утопленничек"? – берёт он одесскую интонацию, - Он-таки может-таки нам ещё пригодиться!» Смеёмся.



А потом, ну раз вокруг такие ангары – я пошла в один из них ознакомиться, а Дима решил пофоткать море на хороший фотик. И только я вышла, ничего себе не нашла – как вижу, Дима решил красивый снимок сделать и слишком близко к бортику подошёл, а море-то заливает, бьётся… И тут как его с головы до ног окатило! Я покатилась со смеху, хотя смешного было мало: в такую погоду мокрым ходить, верная простуда или воспаление лёгких… Короче, пошли в ангар – покупать сухую одежду. Таким образом Диме достались новые шмотки, а я осталась с носом…

Стемнело, а значит, магазины скоро все бы закрылись, и мы пошли по улице бутиков Дизенгоф… Ничегошеньки мне не понравилось там, ни ассортимент, ни размеры (точно не xs), ни цены, ни материал (что за авторская одежда из акрила?). С ностальгией вспомнила Мюнхен, и как мне там всё нравилось… Но улица приятная.

Евреи – приятные продавцы, нашим до них как до звёзд. Они чувствуют себя естественно, общаясь с посетителями, словно со старыми знакомыми. Улыбаются и ненавязчивы. Легко переходят с иврита на английский, а бывает, говорят по-русски, или по крайней мере знают два слова: «да» и «нет». И когда продавцу кажется, что вам вещь идёт, он говорит: да-да! И в его интонации всё: и что это ваш цвет, и ваш размер! Если вы хотите размер меньше, он качает головой: «нет-нет»! Не надо вам меньше!
Русские, воспитанные в советском союзе или получившие у родителей соответствующее воспитание, относятся к торговле с презрением, к продавцам – тоже с презрением. И соответственно, наши не умеют продавать и общаться с посетителями магазинов, не могут взять верный тон, да и вообще ощущают себя не в своей тарелке. Словно они не на своём месте, это не их судьба, они просто случайно здесь, в роли продавца, и это ненадолго.
А здесь люди уважительно относятся к профессии продавца, и ощущают себя вполне в своей стихии, и это чувствуется в общении с ними – лёгком и приятном.



Один парень-продавец, угадав по плохому английскому, что я русская, спросил: вы еврейка? Русская еврейка? Нет – говорю я, и сразу потеряла его интерес.

Пару раз в моей жизни меня всерьёз принимали за еврейку. Из-за рыжих волос. Первый раз это было в университете. Моя начальница, побывав в Израиле, привезла мне брелок в виде ладони. А на первом курсе у нас как раз были лекции по истории государства и права, и вёл их явный антисемит, который всю новую историю россии, с Лениным, Троцким и коммунистами относил к проискам евреев, все революционеры у него были евреями. И вот как-то на очередной лекции одна девочка демонстративно встаёт и выходит из зала, а по пути смотрит на меня твёрдым и вопрошающим взглядом. А после лекции спрашивает: Ты почему не вышла? Как ты можешь такое терпеть?!!!
Меня это тогда удивило. Ведь в моём роду, насколько это помнили ещё мои бабушки – нет евреев, но мало ли – что было поколений пять назад, никто не знает, авось кто и затесался. Надо сказать, что никто из слушателей подобные лекции всерьёз не воспринимал. Мне даже кажется, что сейчас лекции подобного рода просто невозможны. Всё-таки мы развиваемся, это радует.

А второй случай был, когда у меня был собственный магазинчик. Как-то, когда я заменяла одну из продавщиц, а у меня были две девочки – жгучая брюнетка с белой кожей, блондинка, и я-хозяйка - рыжая (кто был постоянным посетителем, мог увидеть нас всех троих, и даже оценить наше трио)… Так вот пришла дама, которая увидев меня в чём-то сером, стала голосить: «Ах, вам надо носить зелёное!», она долго подбирала подарки своей дочери и внучке и рассказала, что те живут в Израиле, и мне непременно надо зарегистрироваться на сайте знакомств и выйти замуж туда! То, что я была занята, даму не интересовало. «Только туда! – убеждала она. – У вас есть ребёнок, это большой там плюс! Это гарантия, что вы можете родить! А в семьях там трое детей – только начало».



За витринами множество женщин примеряло вечерние платья. Значит, есть куда в них пойти-показаться… Вчера на улице мы встретили свадьбу, всего из четырёх человек: жених с невестой и две её подруги в платьях в пол, в кружевах и люрексе-стразах, ужас… Вообще в городе удивило количество свадебных салонов (я видела пятьдесят, не меньше!) и магазинов свадебной обуви.

Зная по себе, как сложно, даже в маленьком городке (где аренда меньше, чем в столице) открыть магазинчик и не обанкротиться, я всегда с уважением отношусь к городам, где это в норме – открыть свою лавочку и годами заниматься ею с любовью… По таким городам приятно бродить, в любом закоулке тебя ждёт что-то оригинальное – коллекция вещей на вкус хозяина. И он вполне сможет содержать свой оригинальный магазинчик, даже с совершенно странными вещами. У нас – только ходовой товар сможет обеспечить хозяину прибыль. С учётом аренды и налогов. Только ходовой, а потому скучный. В этом смысле по нашим улицам бродить неинтересно – только смотреть на здания…

Наш день закончился, как обычно, в очередном торговом центре. И на этот раз мне повезло!


День 3

В отеле – холодней, чем на улице, сыро… От окна, из которого дуло, по стене расползлись струйки – ночью бушевал ливень, все вещи, что стояли под окном, намокли, печенье отсырело…
Утром я сказала, что хочу достопримечательностей, хочу какой-нибудь музей! Оказалось, музеи здесь посвящены исключительно истории и культуре еврейства и этого города. Зато есть квартал старой Яффы, где водятся достопримечательности – отлично! Отправились туда, в дождь.



По дороге Дима наступил в лужу, и, что стало уже обыкновенным, ходил мокрым. На границе квартала мы обнаружили заведение, где кормили невероятной рыбой – просто увидели, как её кому-то несут на блюде, и я захотела там остаться, не позавтракать, так пообедать! Думаю, что заведение сие было арабским. В старой Яффе много мечетей и арабов. И вот нам принесли несколько лавашей и 17 мелких тарелочек – у меня глаза разбежались - с разными закусками, которые можно было набрать в лаваш и съесть, и пока мы ждали рыбу, все перепробовали.
Тут был уже знакомый нам хумус и его варианты, разные солёности и квашённости, в том числе квашенная кукуруза и морковь. местная аджика и много всякого в майонезе: кукуруза, и обыкновенный салат… Всё это хорошо подошло бы к водке, было бы идеально. Потом принесли рыбу. А я рыбу обожаю, а Дима не любит с костями возиться, но слава богу, настроение капризами не испортил, и было супер, и вкусно, и красиво!



Вышли обратно в дождь. Бродить было приятно, ещё более приятно было прятаться от дождя в какой-нибудь лавке. Нам попался салон интерьера, очень модный, с необычными штуковинами и мебелью, и главное – с двумя псами! Чудо, а не собаки. Увидев мой интерес, один пёс сильно обрадовался, слез со своего кресла (эх, а я так хотела его там сфоткать, словно сфинкса!) улёгся, чтобы я его хорошенько погладила, и по спинке, и по животику, а потом бродил со мной везде, а шерсть у него шёлковая, гладить - удовольствие… Такой милый.





Снова вышли в дождь. Оказались рядом с садом. Я лазила-фоткала арабские двери, в любой арабской крепости самое интересное – это двери. Они могут быть соседями, но при этом каждая – на свой лад, особенная, это потрясающе.



И вот после дверей я наткнулась на такое чудо – дерево в огромной кадке, которое висело на тросах посреди двора. И сам дворик – чудо, и вокруг – чудо…



За садом, совершенно неинтересным, с пальмами, гнущимися от ветра, было бушующее серое море, с белой пеной. Рядом с морем – кафешка в виде мечети «Алладин», там нас напоили чаем с мятой, а ветер задувал в щели и выл…



Вышли в ливень. Ещё немножко побродили, по закрытому блошиному рынку, где продают антиквариат и прочее, пока и мои ботинки не промокли насквозь так же, как димины.



Изо всех сил спасала свой зонтик от ветра, который тут зонты явно не любит – по дороге мне встретилось уйма его жертв. Вскоре промокла так, как в последний раз промокала лет 15 назад, в мае, когда ещё училась в универе и тогда просто сняла босоножки – смысла идти по щиколотку в воде в обуви не было. Тут было то же самое, только как-то не снимешь.



Дима без зонта промок насквозь: куртка, свитер, футболка. Про наши джинсы молчу, в отеле с них просто текло. Хорошо, здесь есть стирка и сушка. Пришлось весь вечер сидеть в отеле, каждый – со своим компом, хотя могли бы опять страдать фигнёй в каком-нибудь торговом центре. Вместо этого я занималась другой фигнёй – смотрела модные блоги. Девчонки публиковали фотки, как им отдыхается в испаниях и италиях, каждый день – в новом пальто. Это сколько же чемоданов с собой бралось?! А я-то, позорище, в одной и той же куртке, которой уже 8 лет, и том же свитере тех же лет, джинсах да экковских ботинках, в которых обычно в лесу гуляю – вот и весь мой гардеробчик путешественницы. Поди стыдоба? :))

Часть 2 будет о том, как мы взяли машину и поехали по стране - завтра напишу! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий