среда, 26 сентября 2012 г.

Писать ли бизнес-план?

Когда новичок решает заняться каким-то видом хендмейда, обычно он пребывает в некоторой иллюзии. Иллюзии по поводу заработков именитых авторов. Видит он вещь, которую тот продает за 5 тыщ рублей, и зарплата хендмейкера кажется ему очень даже аппетитной.

Даже экономисты, бухгалтеры, люди, которые постоянно имеют дело с цифрами, всё равно очаровываются ценой конкретной вещи и умножают её у себя в мозгу на приблизительное количество проданных автором вещей. В итоге получают сумму просто замечательную! И в разговоре со мной, бывает, клиенты замечают: «О, создавать украшения – это очень выгодное дело!» или «Неплохой у тебя заработок, как я погляжу».

В их устах это звучит так, словно на самом деле они хотели сказать следующее: «Да уж, работка «не бей лежачего»! Купила бусины за 100 рублей, продала за 3 тыщи, молодец! Самой что ли начать бусы делать?»

И вот новички пишут себе бизнес-планы, уже с цифрами! Скажем, что через полгода будут зарабатывать 30 тыщ в месяц. Давайте немножко спустимся с небес. И для начала определим реальные заработки вашего идола (автора, на которого вы равняетесь).

Если основная площадка вашего идола – Ярмарка мастеров, вычислить его доходы просто. Определяете среднюю стоимость его изделия, а потом считаете количество отзывов за последние 8 месяцев, к примеру. Потому как в декабре продавалось у автора больше, а в мае и летом – меньше. За 8 месяцев вы определите средний уровень продаж в месяц. Умножьте на среднюю цену изделия и узнаете оборот. Из оборота нужно вычесть 30 процентов (материалы, продвижение, упаковка, бла-бла-бла). И вот перед вами чистый заработок вашего идола.

Разочарованы?
Рады? Прекрасно, только не спешите записывать ту же цифру в свой бизнес-план. Ведь к таким заработкам автор пришёл, несколько лет оттачивая индивидуальный стиль, нарабатывая клиентскую базу и изучая спрос, занимаясь продвижением и развивая навыки общения с клиентами. Вам до этого уровня далеко, поэтому не обольщаемся.

Писать ли тогда бизнес план? И из каких цифр исходить?
Лучше написать просто план, план ближайших действий. Без цифр. Почему? Потому что обычно новичок вообще не представляет, во что он ввязался. Он не знает элементарных вещей: где находить клиентов и как, какой именно творческий продукт пойдёт, в чём будет авторская фишка, где пойдёт, сколько получится создавать товара и сколько продавать. И только через примерно год автор поймёт, как действовать на этом поле, чтобы его действия приносили прибыль. И только тогда может задать себе цифру на следующий год. Написать настоящий бизнес-план.

Что касается той самой первой цифры, которая появилась у вас в голове в качестве желанного месячного дохода… Новичок, пусть она будет! В качестве мотивировки. Пусть подстёгивает! Ведь желания осуществляются. Держите эту цифру в уме. Ориентируясь на неё, ваш мозг будет подкидывать варианты заработков, идей. Ведь мозг человека похож на компьютер, он всегда решает поставленные задачи, пусть ему и потребуется для этого время и какая-то информация. Годик на ниве хендмейда, и мозг найдёт решение, как обеспечить вам желаемую сумму в месяц. Потому что будет обладать нужной информацией, будет ориентироваться в предложенных обстоятельствах. Будет замечать подвернувшиеся удачные стечения обстоятельств.

Всё это станет возможным, когда вы станете более опытны в выбранной вами сфере. Поэтому не опускаем нос, а держим его по ветру!

Комментариев нет:

Отправить комментарий