пятница, 21 сентября 2012 г.

Вам письмо. Бизнес-фильм.

Вы вполне можете подумать, что в качестве примеров физнес-фильмов я беру глупые мелодрамы, придумки фантазёров-сценаристов.
Но нам, русским, без собственных бизнес-традиций, остаётся учиться только по книжкам и фильмам…

Американцы, и их талантливые сценаристы, выросли среди маленьких семейных магазинчиков, с детства наблюдали развитие малого бизнеса, знают всю подноготную ведения своего дела, слышали истории успеха и поражений.
Поэтому любые детали их фильмов взяты не из воздуха и фантазий, а из реальной жизни. Идеи малого бизнеса с детства окружают американцев повсюду, поскольку их мир – это мир предпринимателей, которые знают толк в своём деле.

Что касается жанра, я люблю лёгкие тёплые фильмы, и пересмотрев их по нескольку раз, можно запросто научиться «читать между строк». Да, в качестве иллюстрации такой фильм не подойдёт для серьёзного крупного бизнеса, но для маленького хендмейд-бизнесика будет очень кстати.

Уберём из поля зрения романтическую линию сюжета, и перед нами встанет картина противостояния двух людей бизнеса. В общем-то, фильм о конкуренции.

Книжный магнат Фокс открывает книжный супермаркет через дорогу от старинного уникального магазинчика литературы для детей, принадлежащего Кетрин. С самого начала нам показывают совершенно разный подход к делу: Фокс радуется, что разорил несколько маленьких книжных лавок, а Кетрин приносит в свой магазинчик тыкву, чтобы любовно украсить прикассовую зону. Всё в её «владениях» сделано и оформлено с любовью, царит уютная домашняя атмосфера. Кетрин помнит всех своих маленьких клиентов по именам, по воскресеньям устраивает чтения увлекательной сказки (то есть создано настоящее сообщество!), знает сюжет и ценность любой книжки и организует встречи детских писательниц с читателями. Вроде перед нами идеальный семейный бизнес. Даже сам Фокс, гуляя мимо с отпрысками своих предков (отца и деда), по их настоянию посещает чудо-лавку и буквально наслаждается пребыванием там, не может уйти без покупок.

Тем не менее, уникальный магазинчик с историей, изюминка города, любимый жителями, банкротится. И на первый взгляд кажется, что такой исход предсказуем. Как может быть по-другому, если рядом оказался книжный гигант?

Но на самом деле дело не в обстоятельствах, а в том, что именно привело к этим обстоятельствам. Дело в том, как герои ведут свой бизнес.

Кетрин получила магазинчик в наследство от мамы, получила уже раскрученным и успешным, с устоявшимися традициями, с домашней атмосферой и привычными сотрудниками-друзьями. У неё нет навыков борьбы, выживания, нет навыков развития своего бизнеса. Она действовала по накатанной, довольствовалась существующим положением вещей, не шла в ногу со временем, наоборот – гордилась традиционностью и консерватизмом своей лавки. Она не умеет жить смело, идти вперёд, действовать решительно (всему этому её пришлось учить Фоксу в переписке). Кетрин умеет лишь повторять то, что уже было придумано до неё. Она комфортно чувствует себя в стандартной схеме, и мотивации к развитию у неё нет. Её бизнес словно олицетворяет женскую суть, семью и традиции. Но даже смерть её мамы, и сиротство Кетрин является в фильме символом того, что у магазина нет будущего.

Всему этому противопоставляется семья Фокса, полные сил и плодовитые отец и дед, у которых маленькие дети и беременные жёны. И постоянно открывающиеся магазины во всех уголках страны, просторные, современные, комфортные (с диванами и кофейней), с уютными детскими залами (практически ничем не уступающими домашней атмосфере семейного магазинчика Кетрин), с низкими ценами. Это динамично, азартно, смело развивающийся бизнес. Это мужской бизнес.

Фильм рассказывает о милой, деликатной, начитанной, романтичной, интересной, необыкновенной девушке, у которой, увы, совершенно нет своих идей. Даже оказавшись банкротом, она начинает писать роман - и то по подсказке Фокса! 

Вывод: как бы ни была привлекательна традиционность, как бы не ценили ваше особенное отношение к покупателям и продукту, какой бы изюминкой вы ни обладали, какие бы тёплые воспоминания ни вызывали, стоять на месте нельзя! Вас обойдут молодые дерзкие конкуренты, проповедующие современность. И что удивительно, ваши самые преданные поклонники обратятся в ту веру. Потому что быть современным то же самое, что быть молодым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий